ГЛАВНАЯ arrow Юрий Тубольцев arrow Театр миниатюр сквозь эхо абсурда

Литературный журнал геосимволистов "Мой берег". Библиотека "Символика"

Театр миниатюр сквозь эхо абсурда


Введение
Иван Дарумов
Завакуумье Юрия Тубольцева
Рецензия на книгу «Театр миниатюр сквозь эхо абсурда» 
Не надо ходить далеко, чтобы увидеть, что Юрий Тубольцев – это такой генный инженер-конструктор, не пожелавший доставлять боль реальным животным и людям, и оттого перенёсший сложные опыты с их скрещиванием на страницы своей книги. Всевозможные мышеслоники, мухатыльки, шуршарики, птицерыбки, носохвосты, крылохоботы и прочие модифицированные существа, населяющие его вселенную, заняты лишь одним: они пытаются разобраться в своей непростой природе и в природе тех, кто их окружает. У всех у них одно общее отличительное качество: они философы до мозга костей (или чего там у них имеется, если последних не обнаруживается?). Они мучаются проклятыми вопросами бытия, неудобными вопросами, и ставят их перед другими, такими же, как и они, странными существами.

«- а мне плыть или лететь? – спросил у мамы птицерыб
- ты должен сам выбрать свою стихию – ответила мама»

Юрий Тубольцев – это такой тихий провокатор. Он запускает в наш человеческий мир своих рукотворных созданий и внимательно наблюдает (делая при этом вид, что и не наблюдает вовсе и ничего особого не происходит, прищурив при этом тихонечко один свой глаз, помимо двух привычных). В самом деле, эти непонятные твари, комфортно расположившись в нашем столь «правильном» мире, ведут себя вызывающе и совершенно абсурдно. Они издеваются над нами, они смеются над нами, над нашими ценностями и привычками. Да кто они такие, что им от нас надо, почему мы должны считаться с их перевёрнутой логикой и доверять их мультяшной сущности?
А ведь они и вправду мультяшны, абсурдны, ущербны, одиноки и не очень счастливы. Как некий немой укор кому-то…. Да ведь не кому-то, а именно нам, точнее, каждому из нас. Словно бы мы и являемся теми, кто породил их на свет именно такими. Они – словно порождения некоего океана Соляриса, существующего параллельно рядом с нами. Они – отражения наших погребённых под слоем обывательской жизни и искалеченных, мыслей и чувств, так и не ставших чем-то настоящим, обречённых и отречённых нами от нас же самих. У них очень грустные и при этом какие-то незлобивые глаза, они не опасны и порою даже очень милы, но за этой призрачной миловидностью всегда стоит их немой вызов нам, «правильным» людям.

«- а почему у писателей квасиков квакушка превращается в принцессу, а не наоборот, принцесса – в квакушку – спросил у мамы квакушка
- людишки просто не понимают, что истинные принцессы наоборот превращаются из людишек в квакушек – объяснила мама.»

Людишки, переставшие быть людьми, точнее, забывшие, что они люди, а не «хрюди»:

«- а почему люди визжат, а не разговаривают? – спросил у мамы хрюшка
- потому что они не люди, а хрюди – ответила мама»

«Цинично!» - может воскликнуть читатель. И это, конечно, его право. Но цинизм есть гремучий сплав крайней обиды и человеческой озлобленности, тогда как персонажи Юрия Тубольцева, скорее, саркастичны и порою даже ироничны, самоироничны. Они смотрят на человека не зло, не обиженно, но с разочарованием, не утратившим при этом некой детской наивности и сердечной теплоты, неиссякаемой доброты и какой-то затаённой глубинной веры вопреки всему тому бессмысленному и беспощадному, что неизменно встречается на их пути. Большинство из них – это Маленькие Принцы, выпавшие из сказки на нашу непонятную зверочеловеческую планету с её абсурдными законами и обычаями. И они не хотят жить по нашим псевдочеловеческим правилам, ибо знают, что где-то есть другое, настоящее, без подмен и злобы.

 
«Однажды маленький принц случайно зашел в магазин принцесс.

- Ты еще маленький! - сказали ему принцессы.
- А когда я вырасту, я тоже буду стоять в магазине принцев?
- Нет, выбирать будешь ты. Но принцесс с каждым годом становится все меньше и меньше, говорят, их скоро не будет совсем. Так что быстрее расти, маленький принц.

- Я постараюсь, - сказал маленький принц и пошел расти...»

И эти маленькие принцы, обрядившись в абсурдные одежды эдаких соляристических отражений, подходят к читателю, к каждому конкретно и, заглядывая ему в глаза, словно пытаются спросить: тем ли живёшь, человек? Каким ты был раньше и каким ты стал теперь? Примешь ли ты меня вот таким, наивным, абсурдным, нелепым, беззащитным перед тобой, или постараешься избавиться от меня, словно от прокажённого? Но ведь я – это и есть ты, часть твоей живой и незамутнённой земными делами огромной и удивительной сущности, такой непосредственной и волшебной! Ау, человек, где ты есть, на какой планете, в каких кругах земного колеса?

«- а я не боюсь людей – заявило маме привидение
- людьми пугают только маленьких привидений, а ты уже взрослое – ответила мама»

Юрий Тубольцев – создатель новых дзеновских коанов и притч. Обычная человеческая логика не властна над его персонажами. Вещи разговаривают с людьми и друг с другом, спорят, обижаются друг на друга, познают друг друга. Нет мёртвой материи, а живая, напротив, часто сама того не осознавая, находится в изоляции от настоящего живого, в неком, пусть и изменчивом, но всё же абсолютно мёртвом вакууме собственной глупости, носящей, как обычно, самое умное выражение лица.
«Завакуумное – то, что находится между завиртуальем, зареальем и глупостью. Просто вакуумность (без «за») не существует…»
Может быть, именно поэтому, наряду со столь странными персонажами в мире Юрия Тубольцева живут и настоящие мастера и ученики дзэна. Должно же хоть что-то в этом Заабсурдье иметь своих проводников:

« - почему нет окончательного варианта игры на бамбуковой флейте Сякухати? – спросил Дзы
 - потому что перетекание нот никогда не повторяется – ответил мастер Дзынь»

В таком Зазеркалье – Завакуумье не существует ничего определённого и конкретного. Всё течёт и всё меняется, переставляется с ног на голову и наоборот. Материя и дух подвижны, а постоянство означает смерть. Только движение, только бесконечное перетекание из одного состояния в другое, из одного персонажа в другой – вот истинная полнота жизни. Калейдоскоп – как мера всех вещей, но калейдоскоп мыслящий, живой и познающий свои бесконечные отражения – перевёртыши – вариации. И лишь бы не главенствовало в нём безнадёжно устойчивой человеческой глупости, злобы и самодовольства, но в основе всего лежало то, что всегда существовало и существует по ту сторону человеческих слов и представлений…

«Однажды в стаю
 белых ворон
 прилетела зеленая
 ворона.

- Я не такая как все, -
сказала зеленая ворона. Мне
 сказали, что белые
вороны - тоже не
такие, как все.
- Да, в нашу стаю
слетаются вороны со всего мира. Мы
все - не такие, как
 все. Мы белые.
- Ура! Я буду с вами.
- Погоди. Ты же не
 такая, как мы. Ты
 зеленая.
- А мне это не
 мешает.
- Нет, извини, но с
 точки зрения нашей
 стаи ты – белая
 ворона...

И белая-зеленая
 ворона улетела
 искать стаю зеленых
 ворон...»
Январь 2009 г.
     
                                                                  Эпиграф 
                                     «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает»
            

 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"

Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов. Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе.


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru