Театр миниатюр сквозь эхо абсурда |
Страница 3 из 9 Введение Иван Дарумов Завакуумье Юрия Тубольцева Рецензия на книгу «Театр миниатюр сквозь эхо абсурда» Не надо ходить далеко, чтобы увидеть, что Юрий Тубольцев – это такой генный инженер-конструктор, не пожелавший доставлять боль реальным животным и людям, и оттого перенёсший сложные опыты с их скрещиванием на страницы своей книги. Всевозможные мышеслоники, мухатыльки, шуршарики, птицерыбки, носохвосты, крылохоботы и прочие модифицированные существа, населяющие его вселенную, заняты лишь одним: они пытаются разобраться в своей непростой природе и в природе тех, кто их окружает. У всех у них одно общее отличительное качество: они философы до мозга костей (или чего там у них имеется, если последних не обнаруживается?). Они мучаются проклятыми вопросами бытия, неудобными вопросами, и ставят их перед другими, такими же, как и они, странными существами. «- а мне плыть или лететь? – спросил у мамы птицерыб - ты должен сам выбрать свою стихию – ответила мама» Юрий Тубольцев – это такой тихий провокатор. Он запускает в наш человеческий мир своих рукотворных созданий и внимательно наблюдает (делая при этом вид, что и не наблюдает вовсе и ничего особого не происходит, прищурив при этом тихонечко один свой глаз, помимо двух привычных). В самом деле, эти непонятные твари, комфортно расположившись в нашем столь «правильном» мире, ведут себя вызывающе и совершенно абсурдно. Они издеваются над нами, они смеются над нами, над нашими ценностями и привычками. Да кто они такие, что им от нас надо, почему мы должны считаться с их перевёрнутой логикой и доверять их мультяшной сущности? А ведь они и вправду мультяшны, абсурдны, ущербны, одиноки и не очень счастливы. Как некий немой укор кому-то…. Да ведь не кому-то, а именно нам, точнее, каждому из нас. Словно бы мы и являемся теми, кто породил их на свет именно такими. Они – словно порождения некоего океана Соляриса, существующего параллельно рядом с нами. Они – отражения наших погребённых под слоем обывательской жизни и искалеченных, мыслей и чувств, так и не ставших чем-то настоящим, обречённых и отречённых нами от нас же самих. У них очень грустные и при этом какие-то незлобивые глаза, они не опасны и порою даже очень милы, но за этой призрачной миловидностью всегда стоит их немой вызов нам, «правильным» людям. «- а почему у писателей квасиков квакушка превращается в принцессу, а не наоборот, принцесса – в квакушку – спросил у мамы квакушка - людишки просто не понимают, что истинные принцессы наоборот превращаются из людишек в квакушек – объяснила мама.» Людишки, переставшие быть людьми, точнее, забывшие, что они люди, а не «хрюди»: «- а почему люди визжат, а не разговаривают? – спросил у мамы хрюшка - потому что они не люди, а хрюди – ответила мама» «Цинично!» - может воскликнуть читатель. И это, конечно, его право. Но цинизм есть гремучий сплав крайней обиды и человеческой озлобленности, тогда как персонажи Юрия Тубольцева, скорее, саркастичны и порою даже ироничны, самоироничны. Они смотрят на человека не зло, не обиженно, но с разочарованием, не утратившим при этом некой детской наивности и сердечной теплоты, неиссякаемой доброты и какой-то затаённой глубинной веры вопреки всему тому бессмысленному и беспощадному, что неизменно встречается на их пути. Большинство из них – это Маленькие Принцы, выпавшие из сказки на нашу непонятную зверочеловеческую планету с её абсурдными законами и обычаями. И они не хотят жить по нашим псевдочеловеческим правилам, ибо знают, что где-то есть другое, настоящее, без подмен и злобы. «Однажды маленький принц случайно зашел в магазин принцесс. - Ты еще маленький! - сказали ему принцессы. - А когда я вырасту, я тоже буду стоять в магазине принцев? - Нет, выбирать будешь ты. Но принцесс с каждым годом становится все меньше и меньше, говорят, их скоро не будет совсем. Так что быстрее расти, маленький принц. - Я постараюсь, - сказал маленький принц и пошел расти...» И эти маленькие принцы, обрядившись в абсурдные одежды эдаких соляристических отражений, подходят к читателю, к каждому конкретно и, заглядывая ему в глаза, словно пытаются спросить: тем ли живёшь, человек? Каким ты был раньше и каким ты стал теперь? Примешь ли ты меня вот таким, наивным, абсурдным, нелепым, беззащитным перед тобой, или постараешься избавиться от меня, словно от прокажённого? Но ведь я – это и есть ты, часть твоей живой и незамутнённой земными делами огромной и удивительной сущности, такой непосредственной и волшебной! Ау, человек, где ты есть, на какой планете, в каких кругах земного колеса? «- а я не боюсь людей – заявило маме привидение - людьми пугают только маленьких привидений, а ты уже взрослое – ответила мама» Юрий Тубольцев – создатель новых дзеновских коанов и притч. Обычная человеческая логика не властна над его персонажами. Вещи разговаривают с людьми и друг с другом, спорят, обижаются друг на друга, познают друг друга. Нет мёртвой материи, а живая, напротив, часто сама того не осознавая, находится в изоляции от настоящего живого, в неком, пусть и изменчивом, но всё же абсолютно мёртвом вакууме собственной глупости, носящей, как обычно, самое умное выражение лица. «Завакуумное – то, что находится между завиртуальем, зареальем и глупостью. Просто вакуумность (без «за») не существует…» Может быть, именно поэтому, наряду со столь странными персонажами в мире Юрия Тубольцева живут и настоящие мастера и ученики дзэна. Должно же хоть что-то в этом Заабсурдье иметь своих проводников: « - почему нет окончательного варианта игры на бамбуковой флейте Сякухати? – спросил Дзы - потому что перетекание нот никогда не повторяется – ответил мастер Дзынь» В таком Зазеркалье – Завакуумье не существует ничего определённого и конкретного. Всё течёт и всё меняется, переставляется с ног на голову и наоборот. Материя и дух подвижны, а постоянство означает смерть. Только движение, только бесконечное перетекание из одного состояния в другое, из одного персонажа в другой – вот истинная полнота жизни. Калейдоскоп – как мера всех вещей, но калейдоскоп мыслящий, живой и познающий свои бесконечные отражения – перевёртыши – вариации. И лишь бы не главенствовало в нём безнадёжно устойчивой человеческой глупости, злобы и самодовольства, но в основе всего лежало то, что всегда существовало и существует по ту сторону человеческих слов и представлений… «Однажды в стаю белых ворон прилетела зеленая ворона. - Я не такая как все, - сказала зеленая ворона. Мне сказали, что белые вороны - тоже не такие, как все. - Да, в нашу стаю слетаются вороны со всего мира. Мы все - не такие, как все. Мы белые. - Ура! Я буду с вами. - Погоди. Ты же не такая, как мы. Ты зеленая. - А мне это не мешает. - Нет, извини, но с точки зрения нашей стаи ты – белая ворона... И белая-зеленая ворона улетела искать стаю зеленых ворон...» Январь 2009 г. Эпиграф «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает» |
« Пред. | След. » |
---|